Распределение и взаимодействие тональных центров и гармонических функций в многоуровневом музыкальном пространстве

Authors

  • Мадина Зокировна Исломова Бухарский государственный педагогический институт

Keywords:

тональный центр, гармоническая функция, многоуровневое музыкальное пространство, модуляция, музыкальный анализ, функциональная гармония, композиционная структура

Abstract

В данной статье рассматриваются особенности распределения и взаимодействия тональных центров и гармонических функций в контексте многоуровневого музыкального пространства. Анализ основывается на теоретических концепциях функциональной гармонии, а также на практическом разборе произведений классического и современного музыкального репертуара. Автор уделяет внимание понятию многоуровневости как одной из ключевых характеристик музыкальной формы и структуры, в рамках которой взаимодействуют различные уровни тонального развития - от локальных модуляций до глобальных тональных планов. Особое внимание уделено функциональной роли отдельных гармонических оборотов и их взаимосвязи с центральными тональностями. Исследуется влияние второстепенных тональностей и интермодуляционных переходов на целостность музыкальной композиции. Статья также затрагивает аспекты метроритмической организации и их влияние на восприятие смены тональных опор. Представлены схемы взаимодействия гармонических функций в различных регистрах музыкального пространства, включая горизонтальный (временной) и вертикальный (гармонический) уровни. Обоснована важность системного подхода к анализу, позволяющего выявить скрытые связи между тональными планами и их функциями в общей драматургии произведения. Работа может быть полезна теоретикам музыки, композиторам, а также исследователям, работающим в области музыкального анализа, композиции и педагогики.

Downloads

Published

2025-05-25

How to Cite

Мадина Зокировна Исломова. (2025). Распределение и взаимодействие тональных центров и гармонических функций в многоуровневом музыкальном пространстве . Science and Education, 6(5), 136–141. Retrieved from https://www.openscience.uz/index.php/sciedu/article/view/7685

Issue

Section

Pedagogical Sciences